
ВОРОНЕЖ-I
Регион: Лискинский
Дата открытия: 1869 / 1945 (перестройка вокзала)
Тип: пассажирская
Количество платформ: 3
Количество путей: 30
Тип платформ: 2 островные, 1 боковая
Электрификация: 1962 — 1967
Расстояние до Москвы: 1439 км
Архитекторы: Скаржинский, Алабян
Воронеж-1 — железнодорожная станция Лискинского региона Юго-Восточной железной дороги, находящаяся в городе Воронеже Воронежской области. Главный вокзал города.
Является станцией прибытия поездов с конечным пунктом Воронеж, а также части проходящих поездов, следующих с севера на юг и обратно воронежским ходом (многие из таких поездов не заезжают на Воронеж I и следуют исключительно по левому берегу реки с непродолжительной стоянкой на станции Придача.
От станции Воронеж-1 отправляются электропоезда на Рамонь (рамонское направле-ние), Грязи (Усмань, Мичуринск и т. д. — мичуринское направление), а также на Лиски, Россошь, Валуйки (ростовское и белгородское направления).
Воронеж – один из крупнейших областных центров нашей страны. В этом городе-миллионнике с прекрасными прямыми улицами, спускающимися к водохранилищу, некогда зародился отечественный военный и торговый флоты. Сегодня Воронеж является одним из главных и важнейших железнодорожных узлов. Он играет роль своеобразного звена, кото-рое соединяет северные и южные части России. Множество поездов ежегодно везут сотни тысяч россиян на юг и в обратном направлении, делая обязательную остановку на главном городском вокзале Воронеж-1. Здесь же совершают пересадки люди, едущие с юга на восток страны, на Волгу и за нее или на запад в сторону Белгорода.
Уходя из оккупированного города в 1943 году, немцы оставляли его в руинах. Не миновала эта участь и здание железнодорожной станции. В нынешнем вокзал Воронеж-1 был построен лишь девять лет спустя после освобождения, в 1954 году. Спроектировал зда-ние столичный архитектор Скаржинский, а руководил строительством архитектор Алабян. В течение семи десятков лет вокзал несколько раз незначительно реконструировался. Меня-лась высота платформ, ремонтировались внутренние помещения, для безопасности пассажи-ров была огорожена привокзальная территория и поставлены рамки-металлоискатели. В остальном здание сохранило вид, который оно получило в день открытия.
Современное здание вокзала построено в 1954 году по проекту московского архитек-тора Скаржинского под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР К. С. Алабяна. Здание расположено параллельно платформам и представляет собой двух-этажное сооружение, в центре которого находится возвышенная часть с главным вестибю-лем. В сторону путей она оформлена большой остеклённой аркой, в центре которого разме-щается большой стеклянный витраж, а в сторону площади — подковообразным выступом фасада.
Вокзал Воронеж-1 – прекрасный памятник монументальной сталинской архитектуры, выдержанный в стиле классицизма, который был очень популярен в возрождающемся после изнурительной войны СССР.
Несмотря на свой малый для наших дней размер, вокзал благодаря хорошим пропор-циям, чёткой прорисовке деталей и светло-жёлтой окраске имеет парадный и монументаль-ный вид. Интерьеры главного вестибюля, залов ожидания, ресторана и касс оформлены с использованием естественного и искусственного мрамора, лепнины и скульптурных дета-лей и имеют торжественный и строгий вид.