ВОЛГОГРАД-1 (бывш. Царицын, Сталинград-1)
Регион: Волгоградский
Дата открытия: 1862 / 1954 (перестройка вокзала)
Тип: пассажирская
Количество платформ: 3+2
Количество путей: 14+3
Тип платформ: 2+2 островные, 1+1 боковые
Электрификация: конец 60-х
Ток: переменный, ~25 кВ
Расстояние до Москвы: 1071 км
Архитекторы: А.В. Куровский, С.З. Брискин
Волгоград I — железнодорожная станция Волгоградского региона Приволжской железной дороги, центральный вокзал Волгограда. Расположен на территории Центрального района. Обслуживает пригородные и поезда дальнего следования. Вокзал является узлом пяти направлений: на Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Саратов и Астрахань.
Здание центрального железнодорожного вокзала является одним из самых интересных и запоминающихся объектов застройки центра города – лицом Волгограда. Архитектурная история его трудна и многообразна.
Первая железнодорожная линия была построена в Царицыне в 1862 году. Она соединяла Волгу и Дон, открытие линии состоялось 5 мая. В то же время на берегу Волги был построен первый деревянный вокзал.
В конце 60-х с вводом в эксплуатацию Грязе-Царицынской железной дороги появилось первое кирпичное здание на месте современного «Волгоград-I». Строительство завершилось в 1871 году.
В годы Великой Отечественной войны Сталинградский транспортный узел был важным звеном в снабжении фронта. Вокзал пережил длительные ожесточённые бои, множество раз переходя из рук в руки. Окончательно фашисты захватили вокзал к концу сентября 1942 года, но через год бои за контроль над вокзалом разгорелись вновь и 31 января бойцы 422-й дивизии водрузили над руинами вокзала красное знамя Победы.
Сразу после окончания боев сразу началось восстановление железнодорожного хозяйства. К июлю 1943 года Сталинградский железнодорожный узел заработал на полную довоенную мощность. Для вокзала отстроили одноэтажную времянку, которая прослужила 9 лет. А в 1950 году началось строительство нового вокзального здания, которое служит до сих пор.
Проект был выдвинут Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950—1953 годах. Авторы проекта: архитектор Александр Куровский и Самуил Брискин, инженер-конструктор Александра Кадильникова. Строительство осуществлялось ГлавЖелДорСтроем Министерства путей сообщения СССР.
Вокзал представляет собой трёхэтажное здание с цокольным этажом, венчаемое башней со шпилем, построенное из кирпича с железобетонными перекрытиями. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. В целом решение здания типично для архитектуры эпохи Сталина.
Здание является визитной карточкой города и является одним из его символов. Признано памятником архитектуры.