МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ
Объект культурного наследия России федерального значения
Регион: Северо-Западный (Санкт-Петербург)
Дата открытия: 1847
Тип: пассажирский
Количество платформ: 6
Количество путей: 11
Тип платформ: островные
Электрифицирован: 1960
Ток: постоянный, 3 кВ
Расстояние до Москвы: 650 км
Архитекторы: К. А. Тон
В самом сердце Петербурга на когда-то Знаменской, а сегодня — площади Восстания органич-но располагается Московский вокзал, брат-близнец Ленинградского в Москве.
Московский вокзал Санкт-Петербурга является одним из крупнейших железнодорожных терминалов Северной столицы. Он входит в тройку самых загруженных в России. Одновремен-но он представляет собой исторический памятник, и каждый, кто пользуется его услугами, мо-жет почувствовать себя здесь не только пассажиром, но и туристом, знакомящимся с яркой, ин-тересной достопримечательностью времен Николая I-го.
Сообщение между столицами ведется уже более 160 лет. Названная в честь императо-ра Николаевская железная дорога стала крупнейшим инженерным сооружением того време-ни во всем мире. Тогда одновременно в Москве и Петербурге начали строить абсолютно одинаковые вокзалы, ее замыкающие, по проекту архитектурного дуэта Константина Тона и Рудольфа Железявича. В оформлении «близнецов» использован западноевропейский стиль городской ратуши. Центральный вход под башней с часами. Строгость классицизма разбав-ляет декор с отголосками древнерусского зодчества.
Как следствие прогресса в 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала. Необходимо было разместить современное оборудование для об-служивания внушительного пассажиропотока. Однако, победителю конкурса — академику Владимир Щуко к реализации проекта приступить так и не удалось. Здание сохранилось «благодаря» Первой Мировой, помешавшей планам архитектора и руководства города. В 1923 году после революции новые власти переименовали Николаевскую железную дорогу в Октябрьскую. Вокзал, соответственно, стал именоваться Октябрьским. Буквенное обозначе-ние на современных билетах — ОКТ — эхо тех событий. Нынешнее же название вокзал стал носить примерно семью годами позже.
Составы в Москву отправляются отсюда практически ежечасно и ежедневно. Между столицей и Петербургом курсируют «Сапсан», «Невский экспресс», «Афанасий Никитин», «Две столицы». Они доставляют пассажиров всего за четыре часа – о такой скорости в ни-колаевские времена можно было только мечтать.
До Нижнего Новгорода фирменный поезд «Волга»: время в пути – 15 часов. Вдвое больше (38 часов) проводят в дороге пассажиры поезда Санкт-Петербург – Адлер. Чтобы та-кое длительное путешествие на юг не стало слишком скучным, в поезде оборудовано интер-нет-купе, а также игровое купе для детей.
С Московского вокзала отправляются скорые поезда в Белгород и Севастополь, в Курск и Самару, в Уфу. Не остались без внимания и города Прибалтики, на которые своими окнами смотрит самый европейский город России.