ОМСК-ПАССАЖИРСКИЙ
Регион: Омский, Омская область
Дата открытия: 1896
Тип: грузовой, пассажирский
Количество платформ: 3
Количество путей: 10
Тип платформ: 2 боковых, 6 островных
Электрифицирован: конец 50-х
Ток: 3 кВ
Архитектор: Хекстрем
Омск – город-миллионник, второй по численности населения в Сибири, расположенный в Западной ее части на месте соединения рек Иртыш и Омь. На главном ходу Западно-Сибирской железнодорожной дороги находится вокзал станции Омск, по приему и отправ-лению пассажирских поездов работающий на четыре направления: Челябинское, Тюмен-ское, Барнаульское, Новосибирское.
Строительство Западно-Сибирской железной дороги производилось так же, как и всего Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон: на западном участке от Челя-бинска до Омска и на восточном — от Омска до Кривощеково. На западном участке строи-тельные работы начались 7 мая 1892 года, и уже 25 августа 1894 года из Челябинска на пра-вый берег Иртыша прибыл первый поезд. С целью привлечения пассажиров на железнодо-рожный транспорт, при «обкатке» пути, желающих «прокатиться» возили бесплатно. Стро-ительство восточного участка длилось так же около двух лет и закончилось 19 августа 1895 года. Через два месяца было открыто временное грузовое и пассажирское движение по всей линии Челябинск-Кривощеково, с пересадкой пассажиров и перегрузкой составов в Омске. Основные работы по сооружению первого моста через реку Иртыш в городе Омске по про-екту Н.А. Белелюбского были окончены к 20 ноябрю 1895 года.
После сооружения железной дороги характерным для Сибирского края является уси-ленное переселение крестьян из европейской части России. За 5 лет к 1900-му году населе-ние Омска увеличилось в два раза, а к 1911 году — в 4,5. Следствием увеличения населения было возникновение вдоль дороги новых поселков, полустанков, разъездов и бурный рост городов, тяготеющих к дороге.
К 1896 году по типовому проекту было построено первое здание вокзала ст. Омск одноэтажное кирпичное здание с цокольными помещениями на бутовом фундаменте, начальник строительства главный инженер Хекстрем. В 1907 – 1914 годах к существующе-му зданию были сделаны кирпичные пристройки, печное отопление заменено паровым. Площадь помещений для обслуживания пассажиров доведена до 930 кв. м.
Датой рождения современной реинкарнации вокзала считается 1958 год — тогда за-вершилась реконструкция комплекса — вокзала, перрона и привокзальной площади, была пристроена деревянная багажная кладовая. Однако, в последующие годы вокзал еще не раз подвергался ремонту, улучшая условия труда работников вокзала и расширяя сферу услуг, предоставляемых пассажирам: облицовка мраморной крошкой в 1975-1978 гг; покраска фа-сада в 1996-м, отделка цоколя природным камнем в 1999 г. и капитальный ремонт. В 2006-2007 г. выполнена последняя реконструкция.
На сегодняшний день площадь всех служебно-технических помещений составляет 10 тыс. кв.м. Размеры привокзальной площади — 30 гектаров, шестая часть которых — газоны и насаждения. Развёрнутая длина главных путей магистрали равняется 8 985,6 км, эксплуа-тационная длина — 6 000 км. В состав дороги входит часть Транссиба и часть Южно-Сибирской магистрали. На дороге возведено три тоннеля: на 516-м км ветки Новокуз-нецк — Таштагол (1930 г., 100 метров), на 159-м км ветки Алтайская — Артышта (1951 г., 990 метров и самый протяженный тоннель на дороге — Томусинский (1967 г.), длина кото-рого составляет 1157 м, — на 106—107-м км участка Артышта — Томусинская.