ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОКЗАЛ
Объект культурного наследия России федерального значения
Регион: Москва
Дата открытия: 1849
Тип: пассажирский
Количество платформ: 6
Количество путей: 10
Тип платформ: 1 боковая, 5 островных
Электрифицирован: 1962
Ток: постоянный, 3 кВ
Расстояние до С-Пб: 650 км
Архитекторы: К. Тон, Р. Желязевич
Ленинградский вокзал является одним из девяти действующих вокзалов Москвы, старей-шим вокзалом столицы.
16 августа 1851 года столицы обзавелись вокзалами-близнецами, замкнув с двух сто-рон самую длинную в мире на тот момент двухпутную Николаевскую железную дорогу. В тот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев проехали от Петербурга до Москвы. Уже осенью движение стало регулярным.
Здание вокзала располагается на Комсомольской площади. Текущее расположение было определено не сразу, вокзал мог быть возведен у Тверской заставы или на Трубной площади. Из-за угрозы пожаров от этой идеи отказались и остановились на пустыре у Ка-ланчевского поля. Архитектор Константин Тон предполагал поставить на северной границе площади здание вокзала, украшенное башней с часами и богатым декором, а по бокам возве-сти жилые дома и таможню. Проект немного изменили и на первом этаже здания вокзала возникли просторный вестибюль со вторым светом, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором — служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка соответствовала царским настроениям тех времен: пол из дубового паркета, обло-женные мрамором шведские печи, камины в ватерклозетах. А отделка императорских поко-ев включала в себя массивные дубовые двери и шкафы с зеркальными стеклами.
В советское время Николаевский вокзал переименовали в Октябрьский. В 1934 году его переоборудовали: расширили билетные кассы, устроили справочное бюро, почту, теле-граф, сберкассу, комнату для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях теперь расположилась комната матери и ребенка.
В 1937 году у вокзала появилось новое имя — Ленинградский, через сорок лет его перестроили. Тогда же появились новые здания. В 2009 году пресс-служба РЖД сообщила, что Ленинградскому вокзалу вернут название «Николаевский», но окончательное решение не приняли до сих пор.
На площади между Ленинградским и Ярославским вокзалами в 2011 году устроили сквер с фонтаном и скульптурой Георгия Победоносца. Там же можно увидеть бюст архи-тектора Тона и памятные доски создателям железной дороги на фасаде. А в 2013 году про-шла реконструкция самого Ленинградского вокзала. Тогда восстановили интерьеры, но из зала ожидания исчез памятник Ленину. Возле него москвичи обычно назначали встречу, го-воря: «Встречаемся у лысого камня» или «Встречаемся у Ленина». На этом же месте в зда-нии Московского вокзала в Санкт-Петербурге стоит памятник Петру I, поэтому там встре-чаются «у Петра».
Ленинградский вокзал является конечным пунктом основного хода железной дороги, здесь формируются вагонные составы, готовые к отправлению в пункт назначения. Вокзал объ-единяет в себе десять железнодорожных путей, первая половина которых обслуживает поез-да дальнего следования, а вторая – пригородные электрички, соединяющие центр Москвы с областью.