
КАЗАНЬ-ПАССАЖИРСКАЯ
Объект культурного наследия России регионального значения
Регион: Казанский
Дата открытия: 1894
Количество платформ: 7
Количество путей: 15
Тип платформ: боковые, островные, тупиковые
Электрифицирован: 1985
Ток: ~25 кВ
Расстояние до Москвы: 837 км
Архитектор: Г. Руш, М. Х. Агишев
Татарстан, центральный район столицы, Привокзальная площадь — здесь, выпол-ненный из красного кирпича и восстановленный вновь после пожара, расположен железнодорожный вокзал Казани, скорее напоминающий старинный замок, — па-мятник архитектуры и одна из ключевых достопримечательностей города.
Станция Казань-Пассажирская своим существованием обязана в первую оче-редь появлению Московско-Казанской железной дороги в конце 19-го века. В насто-ящее время терминал находится под управлением Горьковской региональной Ди-рекции железнодорожных вокзалов — структурного подразделения Дирекции же-лезнодорожных вокзалов, — филиала ОАО «РЖД».
Комплекс вокзала станции «Казань-Пассажирская» включает в себя основное здание, терминал пригородного сообщения, здание сервисного обслуживания с кас-сами дальнего следования, а также множество служебных построек. Пассажиропо-ток Казанского вокзала за год составляет более 8 млн человек, при этом в обслужи-вании вокзала находится 72 поезда дальнего сообщения, а также электро- и дизель-поезда.
Открытие вокзала состоялось на территории Казанской губернии в 1893 году. Автором проекта главного здания был архитектор Генрих Руш. До этого в Казани железнодорожных путей сообщения не существовало, изначально было проложено движение поездов до Свияжска, и только после сооружения моста через Волгу был открыт участок дороги до Казани. Поездка на поезде в то время из Москвы в Казань занимала 53 часа, сейчас — всего 14.
С увеличением потока пассажиров в 1967 году приняли решение о сооруже-нии второго двухэтажного здания, архитектором которого выступил М. Х. Агишев. Через 20 лет возле вокзала построили административный корпус Казанского пред-ставительства Горьковской железной дороги, стилистически соответствующий ста-рому вокзалу в экстерьере.
После пожара в 1992 году, который практически уничтожил основное здание, вокзал был восстановлен. Ремонтные работы завершились как раз к празднованию 100-летнего юбилея.
После реконструкции сооружения существенно увеличилась вместительность вокзала (более 750 пассажиров). В нем расположены три зала ожидания, помеще-ние для деловых встреч, информационно-справочное бюро, комната матери и ре-бенка, туалеты, точки общепита, банкоматы и другие служебные помещения. При-вокзальная площадь оборудована автостоянкой и подземным переходом. Рядом с вокзалом находится городской сквер. В последнем квартале 2009 года большой кол-лектив вокзала Казани стал победителем в отраслевом соревновании, организован-ном РЖД. В конкурсе учитывались не только показатели работы, но и мнения пасса-жиров.
Казань-Пассажирская преображается ночью, приобретает таинственный вид: фасад здания украшен лепниной и фонарями, скульптуры двух белоснежных барсов встречают и провожают гостей у ворот.