
ЕКАТЕРИНБУРГ-ПАССАЖИРСКИЙ
Регион: Екатеринбургский, Свердловская обл.
Дата открытия: 1878
Тип: пассажирский
Количество платформ: 8
Количество путей: 30
Тип платформ: 1 боковая, 7 островных
Электрифицирован: 1935
Ток: постоянный, 3 кВ
Расстояние до Москвы: 1814 км
Архитекторы: Вольсов, Валенков, (…), Робинович, Ютгоф
Екатеринбург-Пассажирский — пассажирская железнодорожная станция Екатеринбургского региона Свердловской железной дороги, важнейший пассажирский транспортный узел, расположенный на главном ходу Транссибирской магистрали. Железнодорожный вокзал Екатеринбурга — крупнейший в России после московского и петербургского по трафику пассажиров, обслуживающий пригородные направления и маршруты дальнего следования. Также курсируют вагоны беспересадочного сообщения в Бийск, Гомель, Гродно и другие.
На самой станции расположены центральный железнодорожный вокзал города Ека-теринбурга и одноимённое локомотивное депо ТЧ-6. Сохранившееся старое здание вокзала, оставшееся по соседству, превращено в Музей истории, науки и техники Свердловской же-лезной дороги.
Вокзальный комплекс второй по величине на Урале после здания Челябинск-Главный. Состоит из четырёх зданий и в сутки обслуживает более 115 тысяч пассажиров, отправляя их по 7 направлениям, 5 из которых электрифицированы.
История первого здания вокзала берет начало в 1878 году. Новый проект Ф. Е. Воль-сова был реализован к 1914 году и впоследствии неоднократно перестраивался. К 1939 году по проекту Г. П. Валенкова и В. И. Смирнова проведена реконструкция, надстроен второй этаж, фасад был укреплен монументальной колоннадой. В 1946 году проведен капитальный ремонт здания. В 1961-1962 году по проекту В. В. Безрукова к зданию были добавлены 2 пристроя через арки с восточной и западной сторон.
В 1990-е годы к западному крылу вокзала пристроили ещё один корпус, выполнен-ный в современных архитектурных формах (по проекту В. Р. Рабиновича и У. Ютгоф). В период с 1997 по 2001 годы была проведена реконструкция всего во комплекса, в ходе кото-рой в залах ожидания на вокзале появились фрески-росписи, отражающие основные собы-тия в истории Урала: освоение Сибири, Ирбитская ярмарка, паровоз братьев Черепановых, расстрел царской семьи, строительство Уралмаша и другие. В 2017 году здание вокзала от-реставрировано в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018.
После возвращения городу исторического имени станция все же долгое время сохра-няла название «Свердловск-Пассажирский». В марте 2009 года ОАО «РЖД» предложило привести название станции в соответствие с именем Екатеринбурга. Инициативу поддер-жали и 30 марта 2010 года постановлением Правительства станция была переименована в «Екатеринбург-Пассажирский».
Рядом с вокзалом находится станция метро «Уральская» и Харитоновский сад. На площади перед вокзалом стоит памятник воинам-танкистам и труженикам тыла, получив-ший народное название «Под варежкой». Там, около памятника пассажиры назначают встречи перед отправлением поезда.
Со станции Екатеринбург-Пассажирский регулярно отправляются 4 фирменных по-езда: по маршруту «Екатеринбург — Москва» курсирует поезд «Премиум» (бывшее назва-ние «Урал»). Из Петерубурга и обратно следует «Демидовский экспресс», с Кисловодском Екатерибург связывает поезд «Урал». С 2008 года Екатеринбург-Пассажирский и аэропорт «Кольцово» сообщаются с помощью аэроэкспресса.