ЧЕЛЯБИНСК-ГЛАВНЫЙ
Регион: Челябинский
Дата открытия: 1892
Тип: грузовой, пассажирский
Количество платформ: 8
Количество путей: свыше 70
Тип платформ: 2 боковых, 6 островных
Электрифицирован: 1945
Ток: постоянный, 3 кВ
Расстояние до Москвы: 1953 км
Челябинск-Главный — узловая опорная железнодорожная станция Челябинского региона Южно-Уральской железной дороги и главный железнодорожный вокзал, находящиеся в городе Челябинске, административном центре Челябинской обла-сти. Станция является основой Челябинского железнодорожного узла, обслуживает как пассажирские, так и грузовые перевозки. Протяжённость станции около 11 км, имеется свыше 70 путей (из них 13 пассажирских, 3 из них — только пригородного парка), 7 грузовых парков. Есть локомотивные (тепловозное и электровозное) и ва-гонные депо (грузовое и пассажирское), гостиница, музей истории подвижного со-става ЮУЖД.
Железнодорожный вокзал станции "Челябинск-главный" пережил потоки пе-реселенцев, строителей Магнитки, эшелоны эвакуации, покорителей целины и, ко-нечно, множество реконструкций и оптимизаций.
Самое первое здание железнодорожного вокзала в Челябинске было постро-ено в 1892 году, в конце октября того же было введено в эксплуатацию одноэтажное кирпичное вокзальное здание, которое теперь принято называть "старым вокзалом". В нем находились помещение дежурного по станции, телеграф, терминал для пас-сажиров 3-го класса и кассы, почтовое и багажное отделения, рядом — зал для пас-сажиров 1-го и 2-го классов с рестораном. Пассажиры 4-го класса обслуживались в отдельно стоящем деревянном здании — примерно на том месте, где теперь нахо-дится новый вокзал.
В таком виде комплекс функционировал до 1909 года.
После образования в 1934 году Южно-Уральской железной дороги здание вокзала было капитально реконструировано. Был надстроен второй этаж, полезные площади увеличились вдвое. Однако площадей все равно не хватало.
В конце пятидесятых стало понятно, что вокзал не справляется с существую-щим пассажиоропотоком, поэтому встал вопрос о строительстве нового здания. Его проектированием для Челябинска, теперь уже крупного промышленного центра, за-нимался институт "Киевгипротранс" - архитекторы Л.М.Чуприн, В.Грищенко, С.Крушинский, инженеры Г.Сидамонидзе, Б.Березинский. Этот проект был во мно-гих отношениях революционным для транспортной архитектуры того времени. Зда-ние представляло собой монументальный объем без громоздких несущих стен, со сплошным остеклением главного фасада и тремя полусферческими фонарями, свя-занный с высотным зданием гостиницы.
В 60-х шествие над станцией Челябинск-Главный взял Южуралтрансстрой. Объект собирался из типовых блоков промышленных и жилых построек, отсюда его беспрецедентная дешевизна. 5 ноября 1965 комплекс был введен в эксплуатацию. Полезная площадь составила 16 тыс. кв. м, единовременная вместимость - до 6 тыс. пассажиров. За сутки он мог пропустить через себя 50 тыс. пассажиров. В 1982 г. старое здание вокзала, где расположились служебные кабинеты станции "Челя-бинск-главный", вошел в государственный реестр культурного наследия. В 1985-88 оформление фасада дополнено витражами на втором этаже, выполненными по проекту ленинградских художников А.Королева и В.Буканова.
Уникальность проекта заключалась ещё и в том, что впервые в стране здесь была реализована концепция "транспортного узла", то есть железнодорожный вок-зал был совмещен с автовокзалом. Автовокзал находился в левом крыле нового здания, а посадочные зоны - на площади перед старым зданием вокзала.
После постройки рядом с обновленным зданием с ним появился "пригород-ный павильон, запущенный в 1966 году. В настоящее время снесён, на его месте находится сквер с фонтаном.
В июле-ноябре 1998 г. было проведено обследование всех блоков вокзально-го комплекса институтом «Челябжелдорпроект» и ОАО «Уралниистройпроект». Зда-ния находились в неудовлетворительном и частично аварийном состоянии. В не-удовлетворительном состоянии находились и существующие инженерные сети. Технология железнодорожного вокзала не отвечала современным нормам, ограж-дающие конструкции — стандартам энергосбережения. В августе 1998 г. был прове-дён тендер, победителем которого была объявлена югославская фирма «Neimar Engineering».
С 1999 г. в течение следующих шести лет проводилась комплексная рекон-струкция вокзала: усиление конструкций, отделка, интерьер, внутреннее освещение, наружная подсветка. На центральной лестнице установлен фонтан с каменным ша-ром, вращаемым потоками воды. В правом крыле помещения организован зимний сад с декоративным прудом. Стены залов ожидания украсили гравюры златоустов-ских мастеров, рассказывающие об истории железных дорог и города Челябинска. Реконструкция обошлась в 600 млн рублей.
Что представляет собой железнодорожный вокзал сейчас: это залы ожидания на 400 посадочных мест, более 20 касс, детский игровой зал и изолированные ком-наты для мам с грудными детьми. В высотной части здания находятся гостиничные номера на 90 мест, в том числе 4 люкса, 7 повышенной комфортности, для пассажи-ров с детьми и специально оборудованные номера для инвалидов.